Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
Конечная цель усовершенствований гражданского законодательства должна быть ясна разработчикам, объяснима народу и достижима гражданско-правовыми средствами. Когда отправляешься в дорогу, важно четко определить направление движения и цели, которых надо достичь. Нет необходимости создавать концепцию развития гражданского права в стране, чтобы внести в ГК РФ изменения и дополнения, учитывающие, например, судебную практику (опыт применения и толкования) и опыт регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза или положительный опыт модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран. Такого рода текущие усовершенствования имеют рабочий характер и не требуют разработки концепции.
Пытаясь предложить идеологию гражданского законодательства, автор настоящей статьи рискует показаться человеком нескромным или революционером от права. Но нам не нужна революция, и с нуля в утверждении конструктивного принципа законодательства России начинать не надо. Великими философами и мыслителями прошлого уже многое открыто, познано и описано. Вспомним: сегодня одной из самых успешно и динамично развивающихся стран, по общему признанию, является Китай (КНР). И ни для кого не секрет, что современные китайцы живут, руководствуясь священными книгами Конфуция, ставшими уже каноническими. Именно в них черпает народ цели и принципы человеческого существования.
Конфуций об интересах государства и личности
Конфуций, будучи сам скромным, учтивым и простым человеком, искал способы служения народу. Он писал о благородном человеке, живущем в гармоничном обществе. Древнекитайский мыслитель связывал воедино интересы государства и личности. Для достижения всеобщего блага, считал он, необходимо процветание государства. В свою очередь, для процветания государства обязательным условием является благосостояние народа. Главной заботой "великих сынов" во все времена должно быть процветание государства. Нет, не богатство, которое "проплывает как облако", а именно сила государственности. Отдельный человек, по мысли Конфуция, должен быть благородным и уважать нравственные устои, ибо ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться нравственными принципами (Конфуций. Уроки мудрости. Москва, 2008).
В Китае конфуцианство со II века до нашей эры признано официальной государственной идеологией. Китайцы, наученные Конфуцием, знают, что человек должен быть правдив, сметлив, добр, почтителен, тверд, вежлив. С детства они усвоили, что прекрасной жизнь может быть лишь там, где в основе отношений лежит человечность.
Какова идеология современной России? Насколько важны и близки нравственные установки современному россиянину? Сможет ли среднестатистический соотечественник внятно сформулировать хотя бы одно из нравственных требований, которые он неуклонно выполняет? Все эти вопросы имеют прямое отношение к экономической жизни страны. Гражданский оборот и производственно-хозяйственная деятельность должны базироваться именно на нравственности, только тогда он сможет динамично развиваться. Важно, чтобы каждый гражданин, живя по нравственным принципам, заботился о процветании российского государства. Именно процветающее, а не бедное и уязвимое государство может на деле обеспечить благосостояние народа.
|
Раздел «Законодательство РФ»:
|